Оркестр musicAeterna, основанный дирижером Теодором Курентзисом, отмечает свое 20-летие масштабным туром по России и зарубежным странам. Этот юбилейный сезон стал не просто празднованием, но и глубоким погружением в музыку Густава Малера, чьи произведения занимают особое место в репертуаре коллектива. Для Курентзиса и его музыкантов музыка Малера — это не просто звуки, а философия, выраженная в нотах, путеводная звезда, ведущая через лабиринты человеческих эмоций и переживаний.
Вторая симфония Малера, известная как "Воскресение", стала центральным произведением юбилейного тура. Это произведение, наполненное глубоким трагизмом и одновременно светом надежды, отражает внутренний мир композитора, его борьбу с жизненными испытаниями и поиск смысла бытия. Для Курентзиса музыка Малера — это не просто исполнение, а каждый раз новое открытие, ребус, который требует от музыкантов и слушателей погружения в глубины человеческой души.
Исполнение Второй симфонии в Большом зале Московской консерватории стало настоящим событием. Для размещения почти двухсот музыкантов пришлось расширить сцену, а колокола, звучащие из фойе, добавили мистической атмосферы. Музыка Малера, по словам Курентзиса, — это "музыка мира", где строгий симфонизм сочетается с невероятным мелодическим разнообразием. Оркестр, хор и солисты создали эмоциональный накал, который захватил публику с первых нот.
Юбилейный тур musicAeterna начался в Сибири и на Урале, постепенно перемещаясь в столичные города — Москву и Санкт-Петербург. Везде, кроме Северной Пальмиры, где звучала Девятая симфония Брукнера, исполнялась Вторая симфония Малера. Завершением тура станут четыре концерта в Испании — в Барселоне, Мадриде и Овьедо. Кульминацией юбилейного сезона станет выступление на Дягилевском фестивале в Перми этим летом.
Курентзис подчеркивает, что для него важно не количество прожитых лет, а качество каждого момента. "Мечта создать musicAeterna осуществилась на 99 процентов, — говорит он. — Важны качество и наполненность каждой прожитой секунды, а не количество этих секунд и лет. Качество, как и вечность, неизмеримо."
Для Курентзиса музыка — это не просто искусство, а способ передать то, что невозможно выразить словами. "Искусство — это символы, знаки, которые хаотично отражаются в нашем подсознании и только после какого-то сигнала гармонизируются, обретают смысл и значение, — говорит он. — Поэтому важно дать толчок, чтобы люди посмотрели на произведение открытыми глазами."
Музыка Малера, по мнению Курентзиса, — это "цветок раны", совершенство церемонии, в которой музыканты рассказывают о своих переживаниях и ранах. "Я хочу привнести в музыку не сильные эмоции, не громкость и не безупречную форму, а именно это — совершенство церемонии, на которую собираются 110 музыкантов, чтобы поведать о наших ранах и наших переживаниях," — делится дирижер.
Пока musicAeterna путешествует по России и миру, другой известный дирижер, Валерий Гергиев, также обратился к музыке Малера. В Большом театре он исполнил Восьмую симфонию композитора, собрав на сцене полтора оркестра, три хора и восемь солистов. Масштабное исполнение стало событием, хотя, как отмечают критики, не все музыканты смогли полностью реализовать замысел дирижера.
Тем не менее, выступление стало важным шагом в популяризации музыки Малера в России. Для Курентзиса же главное — не масштаб, а глубина. "Лучшее — впереди, а не позади," — говорит он, подчеркивая, что musicAeterna продолжит искать новые грани в музыке и делиться ими с миром.
Двадцать лет — это лишь начало пути для musicAeterna. Оркестр продолжает искать новые формы выражения, экспериментировать с репертуаром и вдохновлять слушателей по всему миру. Для Курентзиса и его музыкантов музыка — это не просто звуки, а способ говорить о самом важном: о жизни, смерти, любви и вечности. И в этом поиске они остаются верны себе, продолжая удивлять и вдохновлять.