Использование фальшивого образа может привести к кризису в кинематографе, уверены специалисты. Из-за внедрения дипфейков в культурное поле люди могут забыть, что такое утрата, а молодые артисты — остаться невостребованными, раз можно сгенерировать кого угодно. На это обратили внимание во время заседания комитета ГД по культуре. Сейчас ведется разработка законопроекта, который бы мог регулировать понятие "дипфейк" в российском правовом поле, рассказали "Известиям" в Госдуме. Пока что возникающие споры можно регулировать авторским правом, если речь о кино или рекламе, но в законе нужно учесть этический аспект.
Проблему дипфейков в кино обсуждают уже давно — в прошлом году она послужила одной из причин для забастовки Гильдии актеров. На презентации "НМГ Кинопрокат", которая состоялась 26 марта в рамках программы Московского международного кинорынка и форума "Российский кинобизнес - 2024", продюсер Гевонд Андреасян заявил, что одним из героев ленты "Манюня: Приключения в Москве" станет дипфейк Юрия Никулина, скончавшегося в 1997 году. Эта новость совпала с заседанием комитета ГД по культуре с участием министра культуры РФ Ольги Любимовой.
Дипфейки. На этот вопрос обратила внимание председатель комитета ГД по культуре Елена Ямпольская, назвав идею снять Никулина в таком формате "тревожной". По ее мнению, дипфейки как явление могут привести к тому, что ныне живущие таланты окажутся не востребованы, а покойные артисты потеряют свою ценность, потому что ощущение утраты смажется. "Появится странное чувство, что у нас нет потерь. Какие потери? Кого мы оплакиваем? Сейчас на сцену выйдет Клавдия Шульженко, сгенерированная, и споет нам, а до чего мы дойдем завтра? Завтра мы скажем, пускай Георгий Жуков принимает Парад Победы? Или пусть Иосиф Виссарионович выйдет к Мавзолею? Надо вовремя остановиться, мне кажется", - сказала Ямпольская в ходе заседания.
В комитете появилась идея не выдавать прокатное удостоверение (ПУ) фильмам, в которых ключевые роли отданы дипфейкам, и предположила, что качество задумки в результате будет "нижайшим". По словам главы комитета ГД по информполитике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, не совсем корректно называть цифровое изображение в кино или компьютерной графике дипфейком, потому что слово "фейк" априори несет в себе негативное содержание. "Фейк - это противоправное действие. Но не любое многомерное изображение человека является противоправным. И в творческих целях вполне себе может существовать. Однако так мы подходим к другой сфере законодательства - к авторскому праву", - отметил Хинштейн.
Министр культуры РФ Ольга Любимова в ходе заседания согласилась с Ямпольской, напомнив, что семья Юрия Гагарина "запатентовала всё, что можно было запатентовать, чтобы защитить наследие". Она отметила, что каждый фильм, снятый по реальным событиям, "вызывал очень разную реакцию".
В ходе заседания в ГД Ольга Любимова, говоря о Никулине, отметила, что "вряд ли нынешние технологии способны близко состязаться с тем даром, который был у него". Но дело в том, что нейросеть всё равно генерирует то, как актер мог бы исполнить роль, на основе исходных данных, например, видеоматериалов или того же кино. Кинокритик и телеведущий Давид Шнейдеров объясняет: это будет "Никулин в представлении нейросети - то, как предполагает она, он бы сыграл свою роль, будь он жив".
Если эта история не будет урегулирована, в мире просто может случиться кризис кинематографии. Будет гораздо проще взять на главную роль ушедшую легенду, чем искать реально существующего актера. Претендент на главную роль: как искусственный интеллект используют в кино. На протяжении трех месяцев гильдии актеров и писателей бастуют из-за внедрения нейросетей. "Манюня" - не первый российский киноопыт работы с дипфейками. В 2022 году Первый канал с помощью искусственного интеллекта "оживил" Владислава Галкина ради восьмиминутной роли Григория Калтыгина в "Диверсанте".
Продюсер и сценарист Андрей Золотарев отмечает, что смазывание восприятия смерти или невостребованности артистов не исключено, но это точно произойдет не завтра. "Технически для продюсеров пока что не дешевле взять покойного Никулина в каст вместо реального актера. Это даже дороже. Но со временем технология, конечно, подешевеет. Так что это не проблема сегодняшнего дня. Это то, что нас может ждать в будущем", - сказал собеседник "Известий".
Согласно российскому Гражданскому кодексу, в случае смерти гражданина согласие на использование его изображения должны дать жена и дети. А если их нет - родители покойного. Именно поэтому для "Диверсанта" и для "Манюни" создатели обязаны заручиться согласием наследников образа - тогда всё будет законно. Но термина "дипфейк" в норме, конечно, не предусмотрено, и это становится еще одной проблемой. "Известия" направили запросы в Минкультуры РФ и комитет ГД по культуре, а также продюсеру новой "Манюни" Сарику Андреасяну.
Дипфейк - проблема не только кинематографа, но и раздолье для мошенников. По словам управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, число видеодипфейков в интернете в 2023 году выросло в три раза, а аудиодипфейков - в восемь раз. В 2017 году число таких преступлений фиксировалось на уровне чуть менее 100 тыс. случаев, а в 2023 году юристы получили свыше 650 тыс. подобных кейсов. Их доля от общего числа преступлений составляет уже более 34%.
Летом "Известия" писали, что в российском правовом поле появится официальное понятие "дипфейк", а законопроект планировали внести в нижнюю палату в осеннюю сессию. Но прошел почти год с этого заявления, а закона еще нет. Законопроект находится на стадии предварительной подготовки. Говорить о сроках его внесения пока преждевременно. Это слишком тонкая, деликатная материя, которая с точки зрения законодательной никак не описана. Это целина, которую нам надо пройти.
За борьбу с дипфейками решили взяться на государственном уровне. В США после забастовок законопроект придумали быстро, но пока не приняли, - он называется No Fakes. В его основе лежит запрет на создание цифровой копии человека без его согласия. Во многом он подготовлен для актеров и певцов, потому что в нем есть исключения для новостей, рекламы и байопиков. По задумке, закон действует на протяжении всей жизни человека, а также 70 лет после его смерти. После истечения этого срока использовать образ будет нельзя - и даже у родственника не будет права это разрешить.
В России же привлекать к ответственности за дипфейки можно по статье 152.1 ГК РФ о незаконном использовании изображения гражданина (опять же если не было согласия со стороны человека или его родственников). А если говорить об уголовной ответственности, то есть статьи о мошенничестве (ст. 159 УК РФ) и о вымогательстве (ст. 163 УК РФ). Потерпевшими будут лица, понесшие материальный ущерб - те, кто перевел деньги или взял кредит, комментирует юрист в области интеллектуальной собственности и авторского права Юлия Алехина.
Заинтересованные стороны соглашаются с тем, что необходимо регулировать понятие "дипфейк" и разработать соответствующий законопроект. Однако использование запретительных мер однозначно не будет способствовать развитию киноиндустрии. Для успешного разрешения этого вопроса необходимо учесть как этические, так и правовые аспекты.