Китай поставляет в РФ "новые" авто с пробегом
2025-05-30 // RFTimes
Подержанные китайские машины ввозят в Россию под видом новых из-за перепроизводства.
Российский авторынок столкнулся с новой схемой поставок из Китая: подержанные автомобили с минимальным пробегом ввозятся в страну под видом новых. Эта практика стала массовой из-за перепроизводства в КНР и давления на дилеров, вынуждающего их искусственно завышать статистику продаж.
Как работает схема
По данным председателя совета директоров Great Wall Motors Вэй Цзяньцзюня, на китайских площадках по продаже б/у авто (DoCar, Guazi, Xianyu) зарегистрированы 3-4 тысячи продавцов, предлагающих машины в "пограничном" состоянии:
- Автомобили числятся как подержанные, но имеют пробег менее 100 км
- Документы оформлены как на новые транспортные средства
- Цены на 15-20% ниже официальных дилерских
Причины перепроизводства
В 2022 году китайские заводы выпустили рекордные 31 млн автомобилей — на 7% больше, чем годом ранее. Однако спрос внутри страны не успевает за предложением:
- Автомобили числятся как подержанные, но имеют пробег менее 100 км
- Документы оформлены как на новые транспортные средства
- Цены на 15-20% ниже официальных дилерских
- Рынок насыщен — на 1000 жителей приходится 220 авто (в РФ — 380)
- Прибыль производителей упала до 4.7% против 8-9% в доковидный период
- Государственные субсидии на покупку новых машин сократились на 40%
Механизм "параллельного экспорта"
Дилеры, не сумев реализовать машины локально, используют лазейки для их вывода за рубеж:
- Автомобили числятся как подержанные, но имеют пробег менее 100 км
- Документы оформлены как на новые транспортные средства
- Цены на 15-20% ниже официальных дилерских
- Рынок насыщен — на 1000 жителей приходится 220 авто (в РФ — 380)
- Прибыль производителей упала до 4.7% против 8-9% в доковидный период
- Государственные субсидии на покупку новых машин сократились на 40%
- Оформляют авто как подержанные для получения налоговых льгот (возврат 13% НДС)
- Перепродают перекупщикам, которые везут технику в РФ, Казахстан и страны Ближнего Востока
- В России автомобили регистрируют как новые через мелкие салоны
Риски для российских покупателей
Вице-президент НАС Антон Шапарин предупреждает о подводных камнях таких покупок:
- Автомобили числятся как подержанные, но имеют пробег менее 100 км
- Документы оформлены как на новые транспортные средства
- Цены на 15-20% ниже официальных дилерских
- Рынок насыщен — на 1000 жителей приходится 220 авто (в РФ — 380)
- Прибыль производителей упала до 4.7% против 8-9% в доковидный период
- Государственные субсидии на покупку новых машин сократились на 40%
- Оформляют авто как подержанные для получения налоговых льгот (возврат 13% НДС)
- Перепродают перекупщикам, которые везут технику в РФ, Казахстан и страны Ближнего Востока
- В России автомобили регистрируют как новые через мелкие салоны
- Проблемы с гарантией — китайские производители не признают эти машины новыми
- Сложности с запчастями — VIN-коды могут не совпадать с каталогами
- Юридические риски — таможенные документы часто оформляются с нарушениями
Масштабы явления
По данным Ассоциации автомобильных дилеров Китая:
- Автомобили числятся как подержанные, но имеют пробег менее 100 км
- Документы оформлены как на новые транспортные средства
- Цены на 15-20% ниже официальных дилерских
- Рынок насыщен — на 1000 жителей приходится 220 авто (в РФ — 380)
- Прибыль производителей упала до 4.7% против 8-9% в доковидный период
- Государственные субсидии на покупку новых машин сократились на 40%
- Оформляют авто как подержанные для получения налоговых льгот (возврат 13% НДС)
- Перепродают перекупщикам, которые везут технику в РФ, Казахстан и страны Ближнего Востока
- В России автомобили регистрируют как новые через мелкие салоны
- Проблемы с гарантией — китайские производители не признают эти машины новыми
- Сложности с запчастями — VIN-коды могут не совпадать с каталогами
- Юридические риски — таможенные документы часто оформляются с нарушениями
- 12.7% машин на б/у рынке КНР — "нулевые" (в 2020 году — 5.5%)
- Ежемесячно в РФ ввозится 1.2-1.5 тыс. таких авто (оценка НАС)
- Основные марки: Chery, Geely, Changan и Haval
Реакция регуляторов
Российские власти пока не комментируют ситуацию, но в Китае уже начали принимать меры:
- Автомобили числятся как подержанные, но имеют пробег менее 100 км
- Документы оформлены как на новые транспортные средства
- Цены на 15-20% ниже официальных дилерских
- Рынок насыщен — на 1000 жителей приходится 220 авто (в РФ — 380)
- Прибыль производителей упала до 4.7% против 8-9% в доковидный период
- Государственные субсидии на покупку новых машин сократились на 40%
- Оформляют авто как подержанные для получения налоговых льгот (возврат 13% НДС)
- Перепродают перекупщикам, которые везут технику в РФ, Казахстан и страны Ближнего Востока
- В России автомобили регистрируют как новые через мелкие салоны
- Проблемы с гарантией — китайские производители не признают эти машины новыми
- Сложности с запчастями — VIN-коды могут не совпадать с каталогами
- Юридические риски — таможенные документы часто оформляются с нарушениями
- 12.7% машин на б/у рынке КНР — "нулевые" (в 2020 году — 5.5%)
- Ежемесячно в РФ ввозится 1.2-1.5 тыс. таких авто (оценка НАС)
- Основные марки: Chery, Geely, Changan и Haval
- С апреля 2024 года ужесточен контроль за пробегом при постановке на учет
- Введены штрафы до 200 тыс. юаней ($28 тыс.) за фиктивные продажи
- Планируется сокращение господдержки автопроизводителей на 15%
Эксперты советуют российским покупателям тщательно проверять VIN-коды и требовать полный пакет документов, включая оригинальные сертификаты соответствия от производителя.